Письмо в редакцию
«Дорогие товарищи!
Распространяться о проблеме создания советской кинокомедии, в 1001-й раз доказывать ее необходимость – совершенно излишне. К тому, что писалось по этому вопросу хотя бы за последние два года, я, пожалуй, ничего не могу добавить.
Много говорилось также о различии между сатирой и юмором, о разнице между чистой и «гибридной» комедией. На мой взгляд, каждая разновидность комедийного жанра имеет право на существование. Наряду с сатирической комедией нам нужна комедия чистая, «юмористическая», если это не звучит тавтологией.
Наряду с героической комедией нужна комедия «чистой крови». Нужен острый памфлет, нужна комедия-карикатура, нужна трагикомедия.
Меня особенно волнует вопрос о печальной судьбе комедийного актера в кино. Мне хочется, насколько мне позволяют силы и возможность, требовать – настойчиво и упорно требовать – у соответствующих органов, чтобы они создали условия для успешной работы актеров в кинокомедии.
О необходимости этого дела говорилось неоднократно. И тов. Ильинский только лишний раз напомнил о давно назревшей проблеме.
Тов. Ильинский не одинок в своих жалобах. Я могу перечислить длинный ряд актеров, хорошо известных в кино, которые, так же как и я, стремятся работать в области советской комедии, и которые лишены возможности это сделать.
Блестящий комедийный актер тов. Пославский, талантливые актеры Янина Жеймо, Костричкин, Горюнов, Мельников, Жаров, Гарин, Каюков, Мартинсон, Лев Свердлин – можно было бы назвать еще очень много интересных актеров, которые могли бы составить «мастерскую советской кинокомедии».
Такой мастерской еще нет. Но такая мастерская должна быть. Этого требует многомиллионный советский кинозритель, этого требует дальнейший рост советского киноискусства, этого добиваемся и мы, актеры.
«Мастерская советской кинокомедии» должна объединить драматургов, сценаристов, режиссеров и актеров, желающих по-настоящему работать в этой области. Очень важно при этом, чтобы работа над созданием советской кинокомедии считалась работой почетной и уважаемой, чтобы к ней потянулись наши лучшие мастера.
Здесь мне хотелось бы в первую голову назвать имя Сергея Юткевича. Он знает комедию, и он, на мой взгляд, мог бы возглавить такую мастерскую. Но…почему-то он стоит в стороне от этого дела.
Как видите, я не ставлю никаких новых вопросов, потому что они уже давно поставлены. Я ничего не доказываю, потому что все уже давно доказано. Я хочу только сказать, что одной-двух комедий в год, выпускаемых сейчас, слишком мало, что Комитет по делам кинематографии должен создать все условия для расцвета советской кинокомедии.
Все предпосылки для создания талантливых и по-настоящему смешных советских кинокомедий у нас есть: у нас найдутся для этого сценаристы, режиссеры, актеры художники, композиторы.
Нужно, чтобы советская комедия была комедией и по названию и по существу; нужно, чтобы многомиллионный советский зритель получил бодрую зарядку смеха».
Журнал «Искусство кино» №2, Москва, Госкиноиздат, 1939 год.
Смотрите также информацию про современный видеомонтаж.